Учение Без Мучения

Я всегда изучал что-то новое скажем так «естественным» способом, как и большинство из вас, наверное этот метод можно назвать методом «почемучка», который в детстве обычно заканчивается словом «отстань» или «не знааааю». И в рамках моих интересов, которые плавно переросли в работу всё прекрасно работало, но в один прекрасный день я решил сменить род деятельности с реального на виртуальный и хотя механика, если хотите философия, нового направления были схожи с основными интересами и познаниями, то вот как подступиться к изучению нового материала я абсолютно не понимал.

Заняться я решил программированием и начать с html, где-то близко я уже был — это сборка пк, настрока винды, построение и администрирование сети, но вот даже html вызывал восторг уровня магии. Выяснив примерное время обучения (от 2-х часов до 2-х недель) скачал видеокурсы и открыв блокнот для конспектирования начал просмотр. Это получилось само собой — я выбрал школьную методику обучения и если через 2 недели у меня только начала закрадываться мысль, что я тупой, то через 4 недели, когда я абсолютно не понимал что такое html эта мысль уже хорошенько так укоренилась в моей голове. Продолжая биться об стену я получил вполне ожидаемый результат — пофигизм, на самом деле очень интересное состояние из серии «ха! А терять-то уже нечего!» ты как-будто отстраняешься от самого себя и смотришь на себя со стороны. Как сейчас помню диалог с самим собой:
— зачем тебе открытый блокнот?
— записывать главные мысли из ролика
— зачем?
— чтобы потом просмотреть и повторить!
— это же видео?
— да
— ты же можешь его просмотреть хоть миллиард раз?
— нуу, да…
Вспомнились слова химички: «вы же понимаете, что если он сейчас отстанет, то уже не сможет нагнать?», НЛП в действии, стало немного не по себе. Новый план был такой: видосов там на 6 с небольшим часов, закрываем блокнот, устраиваемся поудобнее и смотрим отличный познавательный сериал, а потом ещё раз, ещё раз, ещё…, а дальше видно будет.

На самом деле план был так себе и сам не понимал, что мне это даст — если я вдумчиво изучить не смог, то просто просмотреть…, в общем вариантов особо не было и после первого просмотра всего курса поймал себя на полном отсутствии мыслей, ну кроме ехидной «а ты чё хотел?». Всё же решил не отступать от плана и запустил по новой. На третьем просмотре начали появляться мысли, при попытке поставить в четвёртый раз понял, что в этом нет смысла и похоже я узнал базовые принципы и главное — как формулировать запрос в поисковик. Через месяц я сверстал свой первый лендинг, сразу резиновый и не 1,5МБ как у донора, а всего килобайт 40 получился и представлялся я с того времени не иначе как «программист, здрасьте, программист!».

Увлёкшись изучением уже php в итоге получилось сделать довольно интересный проект, но когда дело дошло до тестирования оказалось, что программе не хватает логики, которая пока есть только у мозга и в большей степени человека. Погрузившись в изучение его работы вспомнился этот случай и своими наблюдениями хочу поделиться с вами, нет, я не альтруист, просто если это не скинуть «на бумагу» эти мысли просверлят мне дырку в голове это точно. Никакой тайны на самом деле я не открою, всё что будет изложено ниже вам и так известно.

Рассмотрим несколько фактов:
1. наш мозг обрабатывает поступившую ему информацию, он не спрашивает разрешения и вы никак не можете на это повлиять, если информация дошла — она будет обработана, в т.ч. и во сне (скажем так — с кем поведёшься, от того и наберёшься)
2. наш мозг пытается восстановить неполную информацию и вы также не можете на это повлиять. Это очень трудоёмкий процесс, к тому же при обучении практически бесполезный (помните — «у страха глаза велики»? вот это оно)
3. наш мозг имеет оперативную память (озу), которая как и у пк гораздо меньше постоянной (пзу) (со слов Аси Казанцевой она может хранить всего 7 единиц информации одновременно)
4. выражаясь компьютерной терминологией — между озу и пзу есть своего рода фильтр, который не даёт писать в пзу информацию, которая не важна.

Таким образом основная задача получить такую схему: записать в пзу метаданные, выделить базовую концепцию для озу. Для того, чтобы записать данные в пзу (не рассматриваем вариант эмоций, запахов и т.д.) нашему мозгу нужно показать, что они имеют вес, сделать это можно многократным повторением информации (повторение — мать учения). Как только данных будет достаточно мозг сам начнёт обрабатывать информацию и выделит базовую концепцию для озу. Другими словами нужно выкинуть все мысли из головы, убрать все раздражители и просто смотреть/слушать/читать информацию снова, снова, снова и снова. Главное, чтобы цикл получения информации был логически завершённым. Когда без вашего согласия, ведома и т.д. начнут лезть мысли как чёртик из табакерки и вы уже не будете видеть смысла в повторении материала по причине того, что ничего нового там для вас нет, можно сделать паузу и в принципе сказать, что базовую информацию вы получили. Будет она расширяться и углубляться или забываться зависит только от частоты обращения к этой информации.

Так всё-таки откуда берётся это ощущение «я тупой» и почему это нормально? На самом деле это не нормально, это нам так говорят — «так и должно быть, каша в голове уляжется, ты продолжай изучать». Да, надо продолжать, но не изучать, а получать информацию! Это очень важное отличие, если вы чувствуете что не понимаете и вопросов больше чем ответов — перестаньте думать, т.к. данных не достаточно и обрабатывать просто нечего, вместо этого ваш мозг занимается рисованием и додумыванием. И если в природе это может спасти вам жизнь, то при изучении информации — это очень сильно вас затормозит, не говоря уже о риске психологического срыва.

Если говорить о учениках, то я бы рекомендовал наперёд читать учебники по кругу, как книжки, их не надо понимать или запоминать — просто читать как художественную литературу, рассматривать картинки, смотреть на кракозябры и всё, ещё раз — не надо думать, запоминать и уж тем более спрашивать «что ты там прочитал, ну-ка расскажи». Ну и второе — это показать выгоду, дети ведь не дебилы, изучать по доброй воле куликовскую битву они не будут, а учителя наотрез отказываются объяснять зачем это надо ученикам (хотя может только мне такие попадались).

Ну и пара историй на последок:
1. коммент хабраюзера, не дословный, но думаю суть передаст: «я подошёл к обучению сына как к обучению нейросетки, результатом доволен»
2. в школе перед экзаменом по физике у меня была такая ситуация — я понял тему, а мой друг нет. Ну как понял, для себя и ответить — понял, а объяснить и научить я не мог. И так получилось, что всё, что я мог сделать — это дать ему прочитать главу и спросить у него понял он или нет, раз на 20-й он закричал что понял и отлично сдал экзамен.

Ещё раз подводя итог, я бы назвал этот метод — ленивое обучение, сидишь в тишине, ни о чём не думаешь, читаешь/слушаешь/смотришь по кругу — всё, остальное мозг сам сделает! Только что-то не понятно — сразу прекращаем думать и получаем информацию. Никаких истерик, никакой паники, никакого труда — получаем удовольствие! И главное помните — если вы заставляете себя что-то изучить, значит вы явно что-то делаете не так!

После получения первичной информации, если вам нужно развитие, я использую для этих целей реальные задачи, но также очень эффективным является игровой метод. В обоих случаях речь идёт о выгоде, если человек видит выгоду, он будет внимательнее и усидчивее, что естественно ускорит обучение. Вообще почаще думайте о выгоде своей и окружающих — это чесно, нет — это не цинично, а именно честно.

Источник: портал vc.ru

Добавить комментарий