Оценка стоимости отечественного бизнеса

За 27 лет нашей практики в области работы с российским частным бизнесом мы точно усвоили три простые истины про тему оценки стоимости отечественного бизнеса.

Первая — цены нет. Те нет объективных критериев оценки бизнеса сегодня, в российских условиях и для российского покупателя. Конечно, мы не говорим о компаниях, котирующихся на рынке, где все прозрачно.

Вам кто угодно может приводить слова про мультипликатор к ЕБИТДА, про три оборота или про балансовую стоимость активов. Все это не имеет никакого значения при принятии окончательных решений. Но имеет значение в качестве ориентиров для обозначения границ возможного, как, например, бенчмарки по рынку.

В последнем кейсе, который нам довелось сопровождать, долю одного акционера хотел выкупить другой. Оба владели 50-процентными пакетами в совместном бизнесе. Бизнес, как это часто бывает для российской ситуации, существовал на разных юрлицах, в разных активах, каждый из которых был записан на кого-то одного из двух партнеров. Так вот, конечно, когда один из партнеров заявил о своем желании выйти из бизнеса, встал вопрос о стоимости последнего.

И хорошо, что за два года до того, когда один из партнеров начал свой путь выхода из бизнеса, отдав бразды оперативного управления второму, мы смогли помочь им договориться о методике расчета бизнеса. Тогда эту методику долго обсуждали, о ней спорили, но пришли к тому, что включили туда и остатки товара на складе с соответствующим дисконтом, и реальные материальные средства, и торговые марки, и средства на счетах, и всякие другие активы. И в течение двух лет финансовый директор раз в квартал подписывал у партнеров изменения стоимости их совместного «хозяйства».

Так вот, когда пришел момент, была известна последняя, согласованная, оценка стоимости бизнеса. И что вы думаете? — Реальная цена, по которой собственники разошлись, отличалась от подписанной ими же на 50%. Почему? — Да потому, что один хотел выйти побыстрее, опасаясь локдауна и падения продаж. Другой мотивировал тем, что экономика падает и не известно, как себя будет чувствовать их бизнес в ближайшие пару лет, и будут ли деньги на выкуп доли. Аргументов было множество. В итоге все решил вопрос о времени: хочешь выйти быстро, получи меньше.

Поэтому вторая истина: стоит иметь в виду при продаже, покупке бизнесов, это правило о том, что любая сделка имеет «конкретно-исторический» характер. А в быстро меняющемся окружении, которое сегодня и далее будет составлять нашу среду, то, что в прошлом году стоило Х, завтра может стоить Х-30% или Х-50%. А с учетом колебаний курса рубля и того меньше, если «мерить в попугаях, то бишь в твердой валюте.

И, наконец, третья истина: очень во многом оценка стоимости бизнеса зависит от той позиции, которую в переговорах по сделке занимает человек. «Мы покупаем или продаем?» — вот тот вопрос, который реально определяет аргументацию сторон.

Резюмируя, хотим повторить слова из заголовка – «Как договоритесь…». И именно это и будет той стоимостью, которая удовлетворит договаривающиеся стороны. По опыту скажем, что в нескольких случаях, с которыми мы имели дело, финальная оценка отличалась от исходной в разы.

Источник: портал vc.ru

Добавить комментарий