Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр

Сейчас практически каждый человек так или иначе связан с игровой индустрией. Кто-то играет в мобильные игры, кто-то строит здания в Minecraft после школы, а кто-то заходит пострелять в Counter Strike:Global Offensive. Всех этих людей объединяет мир артефактов — внутриигровых предметов, которые можно приобрести в самой игре.

Рынок одной только СS:GO на данный момент оценивается в 2,5-4 млрд. долларов.

Расскажу, как я зарабатываю на торговле этими предметами, соблюдая требования российского законодательства.

Из партнёра Deloitte в инвестиции в игры

Меня зовут Казбек Дзалаев. Я начинал с работы в гостиничном секторе, был внутренним аудитором в Marriott, финансовым аналитиком в Гольфстрим. Затем прошел путь от стажёра до equity-партнёра Deloitte — самой крупной консалтинговой компании в мире. К 35 годам я решил кардинально поменять сферу деятельности и долго искал, где бы я мог применить накопленные знания.

Я даже уехал с другом в Сибирь в горнолыжный курорт Шерегеш, чтобы сделать точку питания на склоне. Хотел переключиться и попробовать себя в абсолютно ином качестве, поискать в себе новые грани. Местные законы ведения бизнеса сильно отличались от правил, к которым я привык.

В защиту Шерегеша скажу, что курорт быстро развивается. Есть новые подъемники и кататься по пухляку в лесу приезжают уже со всей России. Но, чтобы окупить любые вложения, нужно туда переехать и упорно трудиться лет пять.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           0

Бизнес в Шерегеше не получился, зато можно было вдоволь покататься на склонах

Когда я разговаривал с бывшими коллегами на тему «Какой же ты молодец, что решился уйти и начать всё заново», я утверждался в мысли, что всё сделал правильно. А с другой стороны, у меня было много разноплановых идей и отсутствие четкого понимания сферы деятельности, в которой запускать проект.

Неожиданная идея — трейдинг артефактами

Однажды в ходе таких разговоров мой бывший коллега рассказал про своего партнёра, у которого сын, Тимур, уже 8 лет занимался трейдингом на рынке внутриигровых активов. Тогда для меня эти слова не значили вообще ничего. Но коллега назвал объёмы рынка и темпы ежегодного роста с количеством торгов по всему миру. В тот момент я подумал, что занимаюсь чем-то не тем, сидя в съемной квартире в географическом центре России в 300 км от Новокузнецка.

Через два дня после этого разговора я уже был в Москве на встрече с девятнадцатилетним студентом ВШЭ. Я расспрашивал его, как ребёнок, о скинах, наклейках, капсулах, турнирах и пропусках операций в игре CS:GO. Теперь это мой партнер и главный аналитик по инвестиционной стратегии в нашей компании — Тимур Айгистов.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           1

Рассказываем с Тимуром инвесторам о нас на площадке «Точка кипения»

Особенности рынка внутриигровых предметов

Я решил масштабировать личный успех Тимура и собрать продукт, который даст возможность людям, не разбирающимся в трейдинге внутриигровых предметов, вкладывать деньги в игровые артефакты. У меня получилось, мы сделали Game Asset Management Enterprise. Но для входа на этот рынок есть несколько барьеров:

Площадки по обмену предметами. Существует официальная площадка Steam. Она принадлежит компании Valve — разработчику Counter Strike. Но есть ряд других маркетов, где торгуют игроки со всего мира: покупают и продают игровые предметы. Например, оружие, которое они используют в игре, перчатки, наклейки, капсулы. Разница между Steam и другими площадками — в возможности выводить средства, полученные в ходе перепродажи.

Игровой аккаунт для торговли. Тут важен момент с блокировками, которые прилетают за несоответствие действий юзеров с пользовательским соглашением. Если в Steam считают, что вы пользуетесь аккаунтом не только для игры — вас банят. Тогда все предметы пропадают вместе с аккаунтом. И дальше начинается сложный процесс переговоров с поддержкой о разблокировке.

Предметы для инвестиций. Надо понимать, в какие артефакты и когда инвестировать. Лучше выбирать ликвидные предметы, дающие долгосрочный стабильный рост. На рынке есть истории о продаже одного AK-47 с изображением красного дракона за $40.000. Но такая сделка происходит один или два раза в жизни. На это не стоит рассчитывать, если вы планируете зарабатывать долгосрочно и стабильно.

Время. Для заработка лучше заниматься внутридневной торговлей. Нужно смотреть за разницей в цене на площадках и оперативно реагировать на изменение: покупать дешевле и продавать дороже. Плюс важно следить за новостями в игровой сфере, чтобы не упустить момент роста цены на ликвидные предметы.

Настройка ботов. Нужно уметь настраивать ботов для торговли так, чтобы за их деятельность не блокировали весь аккаунт. Да, боты здесь тоже присутствуют, как и на любой бирже. В этом различий нет.

Знания о специфике киберспортивных команд. Часто цены на предметы зависят от показателей киберспортивных команд. Поэтому нужно знать про турниры и понимать специфику этих команд.

Грабли создания легальной структуры

Теперь расскажу, на какие грабли мы наткнулись, когда решили сделать первую легальную структуру по торговле скинами из CS:GO на территории РФ. Скины — это внешний облик предметов.

Сначала мы изучили рынок и предложения по инвестициям в артефакты. Обнаружили несколько слабо структурированных предложений с большими рисками для предпринимателей и их клиентов — инвесторов. По сути всё сводилось к договорам займа с физическими лицами или сомнительным агентским схемам.

Мы сразу поняли, что нужна принципиально другая структура, которая будет прозрачной, понятной и безопасной для всех участников процесса. В начале мы хотели создать сеть индивидуальных предпринимателей-трейдеров под единым брендом. Но эта структура не сработала из-за налоговых и юридических рисков.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           2

На площадке Steam в истории сделок все артефакты отображены визуально


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           3

А на bitskins.com история сделок выглядит привычнее для инвесторов

Инвестиционный портфель

Немного раскрою для вас мир игровых активов. Расскажу про факторы, которые влияют на ценообразование и познакомлю с нашей логикой формирования портфеля.

На момент написания статьи в нашем портфеле было 14 позиций. Все изменения и отчёты мы выкладываем в Телеграме.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           4

Таблица с позициями в портфеле, весом от общего количества предметов и изменением цены за 2 месяца

У некоторых предметов цена временно корректируется — всë, как на обычной бирже. Это говорит о динамике рынка. Но у нас длинный горизонт инвестиций, поэтому краткосрочные изменения нас интересуют только с точки зрения анализа ситуации

Каждый предмет, которым мы торгуем, отобран по индивидуальным критериям.

Капсулы RMR (Regional Major Rankings). Главной нашей инвестицией являются капсулы RMR (Regional Major Rankings) — капсулы со стикерами команд, выступающих на региональных турнирах. Стикеры, они же наклейки, наносят на оружие. Популярность этих предметов объясняется желанием фанатов иметь на своём оружии логотип любимой команды.

Всего капсул 3 типа — «Соперники», «Легенды», «Претенденты». В них собраны уникальные золотые стикеры топовых команд. Уникальность им придал также тот факт, что их изъяли из продажи вскоре после размещения. Цена в этот же день выросла с 19 до 26 рублей.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           5

Эти капсулы уникальны, потому что Valve решила выпустить их после запрета оффлайн турниров из-за пандемии коронавируса

Голографические стикеры. Следующий блок инвестиций, который тоже относится к RMR, — некоторые голографические стикеры определённых команд. Дело в том, что многие коллекционеры и инвесторы уделяют наклейкам большее значение, чем скинам. И многие из стикеров достигают в итоге заоблачных цен.

Наш портфель мы решили пополнить следующими наклейками — Tyloo, Australis, North, Liquid, Natus Vincere, Virtus Pro.

Все команды из этого списка, за исключением North, занимают 1-3 место рейтинга в своём регионе. Поэтому их стикеры с привязкой к тому или иному турниру со временем становятся желанным аксессуаром у фанатов.

Самая дорогая инвестиция в нашем портфеле — Natus Vincere Gold sticker. Это уникальный золотой стикер, который только появился в игре.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           6

Valve выпустила эти золотые стикеры — все капсулы с наклейками Natus Vincere хорошо растут

Наклейки для улучшения внешнего вида оружия. Ещё одна особенность в игре CS:GO — баф с оружием. Баф улучшает внешний вид оружия: можно сделать его уникальным при помощи наклейки. Цена определяется её редкостью. Например, у команды IBUYPOWER фирменная наклейка с мейджор-турнира IEM Katowice 2014 стоит примерно 14.000 $. Такая цена объясняется тем, что эту наклейку нельзя получить в игре, только купить. Потому что команда пожизненно заблокирована и не имеет права участвовать в турнирах.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           7

Оружие с наклейкой выглядит круче, а продать такой скин можно дороже. Скрин взят с торговой площадки https://cs.money/

В нашем портфеле к такому улучшению относится наклейка North/Liquid


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           8

Из-за синего голографического оттенка эти стикеры сочетается со многими скинами, а коллекционеры всегда готовы платить за них завышенную цену

Пропуски на операции. Пропуски выпускают в ограниченном количестве исключительно на время проведения операции: примерно 3-4 месяца. При покупке пропуска, игрок получает уникальную медаль, которую нигде нельзя приобрести. Она навсегда закрепляется у игрока в профиле.

Во время игры выпадает кейс. После открытия ключом кейс пропадает, а игрок получает одну из предложенных наград, находящихся внутри. После окончания операции кейс больше не выпадает и пропуск купить нельзя.

Поэтому со временем эти предметы становятся коллекционными. Их количество постоянно уменьшается, а спрос в ближайшие 3 года будет держаться на хорошем уровне. Уже через год такие предметы вырастают в цене минимум на 20-25% от стартовой.


                    Инвестиции в киберспорт: как я создал стабильную компанию для торговли предметами из онлайн-игр           9

Пропуск операции «Гидра» уже дал хороший рост, но мы ожидаем удвоение цены в 2023-2024 году

Подводя итог, могу сказать, что на данный момент, мы:

1. Накопили опыт в определении типа предметов для стабильного и менее рискованного инвестирования.

2. Определили площадки, на которых риск блокировки сведен к нулю.

3. Разработали стратегию и внедрили техническое решение с использованием виртуальных серверов, чтобы повысить уровень кибербезопасности.

4. Упаковали инвестиционный продукт, учитывая пожелания российских инвесторов. Предложили максимально простую процедуру инвестирования и выхода. Создали действительно работающую схему заработка для непосвященных в индустрию людей.

5. Привлекли суммарно более 15 млн. руб. и сгенерировали заявок еще на 5 млн. руб. от розничных инвесторов с чеком от 100.000 руб.

Я доволен тем, что получается. Сейчас мы прорабатываем новую структуру вне российской юрисдикции. Эту идею нам подали инвесторы, которые заинтересованы в инвестициях свыше 100 млн р. У неё есть свои плюсы и минусы, так же как и у российской компании. Но мы провели customer development, который подсказал, что нужно иметь несколько вариантов входа. Нам однозначно есть, куда расти, и для меня это интересный вызов.

Источник: портал vc.ru

Добавить комментарий