Футбол и бизнес: что общего у звезд и команд?


                    Футбол и бизнес: что общего у звезд и команд?           0

На прошедшем чемпионате мира по футболу многих поразила игра французской сборной. Играли, мягко говоря, неважно.

Болельщики были удивлены: в кои-то веки удалось собрать столь звездную команду.

Нас же этот факт не поразил ни разу. Давно знаем, что состоящие из звезд команды в бизнесе с трудом дают ожидаемые от них результаты. И это при том, что каждая из входящих в такую команду бизнес-звезд может иметь блестящий опыт и впечатляющие личные достижения.

«Почему так? В чем секрет?» — спросите вы. Но «ларчик просто открывался». Дело, как это часто бывает, в психологии.

Настоящие «звезды» в подавляющем большинстве случаев — единоличники. Они нацелены на свой личный результат. Они борются за него. И они его достигают, не считаясь с теми трудностями, которые встречаются на их пути. И, когда мы видим, эти самые результаты, то поражаемся и восхищаемся.

Однако, быть частью команды и сопрягать свои личные усилия с усилиями других людей — не удел «звезд», будь это звезды футбола или звезды бизнеса. Вернее, это — совсем другая деятельность с точки зрения психологии.

Работа в команде требует навыков совместной, а не индивидуальной активности. Она требует, чтобы участники смотрели друг на друга, слушали и слышали партнера, понимали вербальную и невербальную коммуникацию другу друга и даже могли прогнозировать поведение коллег в тех или иных ситуациях взаимодействия.

Вершиной командности мы полагаем даже «командную энергетику» как возможность всем вместе работать в едином ритме, напрягая усилия к нужным срокам и расслабляясь после получения требуемых результатов. Это нужно и на футбольном матче, и на фокусировании общей активности бизнеса, например, в сезон. Очевидно, что эти навыки психологии совместной деятельности вряд ли могут быть сильно развиты у «одиночек».

Вот почему проигрывает французская сборная из «звезд» мирового футбола. Вот почему проигрывают часто управленческие команды в бизнесе. И не случайно один из наших иностранных бизнес-заказчиков когда-то спросил нас: » А как вы предполагаете работать с нашей командой, состоящей из звезд международного бизнеса?»

Да, работа с командами — отдельный профессионализм. И главное здесь, кроме, разумеется, подбора соответствующих задачам членов команды, еще и правильная организация адекватной совместной деятельности.

Порой приходится видеть, как совместные гулянки или пикники выдаются за совместную деятельность. Но это не так. Совместное времяпрепровождение — не есть совместная деятельность. В этом смысле лазание по горам или канатам ближе к последней, но не является деятельностью профильной. Поэтому может быть частью team building’а, но не может к нему сводится.

Реальное же формирование команд стоит начинать с поиска тех, кто готов работать на общий результат и не будет «тянуть одеяло в свою сторону». Таких людей имеет смысл собирать в команду под некую общую задачу, которую они готовы принять. Дальше функция тренера в футболе или бизнес-консультанта в компании состоит в том, чтобы найти то место в общем деле и то место в команде, которое адекватно каждому ее члену. И еще — помочь им всем вместе осознать роль каждого и тот уникальный вклад, который именно этот игрок или менеджер может привнести. Ну а потом — отлаживать, отлаживать и отлаживать совместную работу и взаимодействие всех членов команды, чтобы психологические навыки помогали профильной деятельности, а не разрушали ее.

Конечно, нельзя забывать и об управляемости команд и коллективов. Чтобы вести людей за собой тренеру по футболу или бизнес-лидеру нужны люди, которые готовы принять его верховенство. В противном случае «борьба за власть» отнимет силы, направит энергию на конкуренцию вместо кооперации и результатам станет то, что было на последнем чемпионате мира по футболу с французами.

Мораль сей басни такова: решив, каким видом деятельности будете заниматься — одиночным заплывом или командным видом спорта — под него и строить ситуацию. Для спорта это, казалось бы, давно понятно, но нет…

Что же касается бизнеса, то здесь, прежде всего, важно не подменять командную работу индивидуальным форматом. Именно с таким кейсом мы сейчас работаем. Один из трех владельцев бизнеса, забывая о своих партнерах и нарушая всеми принятые договоренности, занимается «индивидуальным предпринимательством» в компании.

Любому предпринимателю, который зачастую индивидуалист, стоит для себя решить: «я — часть компании» или «компания — это я». Если вопрос решается в пользу второго тезиса, то можно даже и не браться за формирование ни команды партнеров, ни команды менеджеров. Такому предпринимателю лучше делать бизнес одному и просто нанимать хороших исполнителей.

Если же предприниматель говорит о себе как о части компании, то для начала стоит подойти к теме согласования позиций партнеров по бизнесу, чтобы, прежде всего, стать командой партнеров. После чего имеет смысл заняться формированием управленческой команды всерьез с тем, чтобы она реально могла стать гораздо эффективней простой суммы своих слагаемых — отдельных ее членов.

Быть «звездой» или быть частью команды? — Этот выбор своей позиции надо сделать и предпринимателю, и игроку. А дальше — просто не подменять одно другим. И тогда «звезды» найдут свое место в жизни, футболе и бизнесе, а командные игроки — свое. Удачи на выбранном пути!

Источник: портал vc.ru

Добавить комментарий